ГЛАВНАЯ  ВЫСТАВКИ  ИСТОРИЯ СОЮЗА  ИСКУССТВОЗНАНИЕ

 

"Отчизны неслабеющий магнит"

 

У нас для писателя есть два прекраснейших
города: Питер и Сергиев.
М.М. Пришвин
Всякий, кто знает слово "сказка",
обязательно скажет про Загорск
Т.А.Маврина

"Магнитом" назвал Сергиевскую землю в одном из своих стихотворений талантливый местный поэт А.Ф. Чиков. Это определение, как нельзя лучше характеризует то качество нашего края, которое заставляло многих художников России возвращаться сюда, оставаться, переезжать навсегда… Магнетизм, необычайная притягательность, которой обладает город и его окрестности уже не раз служили предметом обсуждения… Сегодня речь пойдет о местной художественной жизни, которая формировалась теми, кто испытал на себе притяжение Сергиева Посада, кто создавал на этой земле свои произведения, кто сплачивал творческие силы в единую организацию.
Среди отделений Союза художников России - Сергиево-Посадское - несомненно, занимает одно из ведущих мест, как по численности, так и творческой устремлённости художественного коллектива. Свой юбилей оно встретило в сложное для Родины время. Перемены в российской жизни повлияли на художественную культуру города, на творчество местных мастеров искусства. Однако ничто не властно разрушить один из самобытных родников изобразительного искусства на Сергиевской земле.
Её историческое прошлое знаменательно многими событиями, связанными с многовековыми традициями России, сложными и противоречивыми, трагическими и героическими перекрёстками судеб русского народа. Культурные корни здесь вплетены в духовную мощь исторического прошлого Родины. И сегодня дарование выдающихся сергиевопосадцев неизменно вызывает восторженные отклики среди любителей искусства.
Особой притягательностью обладал Сергиевский посад для мастеров отечественного искусства. Одни видели в нём воплощение могучего русского духа и русского менталитета, другие ценили его как своеобразную книгу истории искусства, которую можно как бы перелистывать, переходя от памятника к памятнику, третьи открывали в своих работах особый поэтический смысл этого провинциального подмосковного города.
Здесь ещё одной своей гранью раскрылся мощный полифонический талант К.Ф. Юона. Многократно запечатлённые на его полотнах, Троице-Сергиева Лавра и Сергиевский посад, предстают перед сегодняшними зрителями не как величайшие и величественные архитектурные комплексы, а как поэтические метафоры прошлого. Навсегда останется в памяти однажды увиденный небольшой "прозрачный" холст "Купола и ласточки". Неоднократно повторенные сюжеты: "Лавра с Блинной горы", "К Троице", "Уголок Сергиевского посада", "Внутренний вид лавры" сложились у художника в целый графический альбом, уникальный экземпляр которого с авторской раскраской хранится в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника. Там же находится и небольшое полотно с изображением внутреннего лаврского дворика.
М.В. Нестеров бывал здесь, пожалуй, не меньше К.Ф. Юона. Глубокая религиозность и острота восприятия исторических сюжетов, умение как бы приблизить прошлое, материализовать его в зримых образах, позволили мастеру создать поистине великие произведения. И в этом художественном процессе Сергиевский посад, как арена многих значительных событий русской истории, был для него незаменимым. "Видение отроку Варфоломею", "Юность преподобного Сергия", "Труды преподобного Сергия", "Философы", "Под благовест", "Пустынник" - вот далеко не полный перечень полотен, замысел которых и эскизы к которым делались в посаде и его окрестностях. Останавливаясь в гостинице Черниговского скита или на Вифанке у "бабы Бизяихи", он слал в Москву родным письма, полные любви к этим местам, в которых, например, есть такие строки: "Вот я и снова под Москвой, у "Сергия". Наслаждаюсь воспоминаниями молодости, чуть не каждый куст и бугорок напоминает былое, невозвратную юность, молодое творчество. Сегодня видел оригинал ёлочки для "Пустынника", за восемнадцать лет она стала елью, кудрявой стройной. Правда за эти годы вырос и я, но не стал ни стройным, ни кудрявым, а обидно".
А потом, он вновь и вновь, как заколдованный, возвращался сюда. Существуют предания, что юного Варфоломея он писал с больной девочки, встреченной им в деревне Комякино, пейзаж для этого полотна - в Радонеже, а изображения о. Павла Флоренского и Булгакова для "Философов" - в саду дома на Дворянской улице. Именно в Посаде возник замысел ещё одного известного произведения М.В. Нестерова - "За приворотным зельем" и были сделаны его эскизы.
Если К.Ф. Юон и М.В. Нестеров, влюблённые в это место неоднократно бывали здесь и до, и после революционных бурь, то Б.М. Кустодиев оказался здесь всего один раз 12-15 апреля 1912 г., когда перед ним обозначилась проблема написания заказанного ему автопортрета для галереи Уффици. Хорошо понимая, что такими заказами не пренебрегают, он, по-видимому, долго размышлял над тем, как подать миру свой образ. Решение пришло неожиданно, когда художник оказался в Сергиевском посаде.
"Автопортрет на фоне Красной башни" (имеется в виду Пятницкая, которая в ту пору имела красную расцветку) достойно представил художника в сокровищнице мирового искусства. Меньше десятка русских мастеров удостоились этой чести быть принятыми в галерее автопортретов Уффици, и среди них - прекрасный русский живописец Б.М. Кустодиев. В 1893 г. и В.И. Суриков написал в Посаде свою акварель "У Троицы", о которой со слов дочери художника А.В. Кончаловской, вспоминал П.И. Нерадовский.
Кстати, последний также несколько лет провел в Загорске: впервые - с 1943 г., когда благодаря И.Э. Грабарю он был приглашен возглавить Загорский филиал Центральной художественно-реставрационной мастерской. Одновременно он заведовал одним из отделов Историко-художественного музея-заповедника. В обширных фондах музея он тогда обратил внимание на портрет царицы Прасковьи Фёдоровны и определил его как работу Ивана Никитина. С 1950 г. он работал на экспериментально-строительной площадке Академии архитектуры СССР, занимаясь изучением и реставрацией памятников Троице-Сергиевой лавры. Среди повседневных дел он всегда находил время для творчества. В Загорске им было написано много портретов, пейзажей, натюрмортов, видов архитектурных ансамблей. Свои произведения он показывал на выставках, проходивших в Загорске.
Значителен вклад в русское искусство выдающегося отечественного художника-графика В.А. Фаворского, прожившего в нашем городе два десятилетия своей жизни с 1919 по 1939 гг. Эти годы сложились для художника в отдельную главу его жизни. Здесь родились его дети, здесь жили его друзья М.М. Пришвин, П.А. Флоренский, здесь у Фаворских бывало много гостей. Часто посещали своего профессора ученики М.И. Пиков и А.Д. Гончаров, приезжали Эль Лисицкий, Л.А. Бруни, П.Я. Павлинов, П.Д. Эттингер, А.Д. Чегодаев.
В Сергиеве часто бывали художники И.С. Ефимов и Н.Я. Симонович-Ефимова. После одного из таких приездов Нина Яковлевна написала: "Я ездила в Загорск на три дня. Никогда не дышала таким ароматным воздухом. Должна была вернуться сегодня утром, но всё пропускала и пропускала поезда и оставалась…".
 
Виртуозная ксилография В.А. Фаворского "Сергиев Посад" (1919 г.), отмеченная авторским отношением к городу, навсегда вошла в сокровищницу отечественной графики. В ней, одной из первых послереволюционных гравюр художника, "круто и упруго нарезанной, колокольня и древние купола, гордо парящие над взрытой землей, воспринимаются как образ старой России, двинувшейся на всех парусах в далёкое неведомое плавание". (Е.Б. Мурина).
Недаром В.А. Фаворский, придавая такое большое значение архитектурному образу лавры, замечал, что "хорошая архитектура заменяет природу". "Мы оценили верность этого замечания, - писала его жена М.В. Фаворская, - прожили в стенах Сергиевского Кремля три с половиной года и не скучали по природе… Вся эта прекрасная старинная архитектура менялась от времени года, от часов дня или ночи, от освещения, от погоды…".
А.И. Лактионов, создал в Загорске целый ряд своих произведений, в том числе, одно из знаковых полотен XX в. - "Письмо с фронта". "Я с моей большой семьей жил в Троице-Сергиевой лавре. Там в стене кремля была когда-то бойница для пушек, а впоследствии устроена большая келья". Именно здесь в сводчатом помещении стены изобразил себя художник в кругу своей семьи (1945 г.).
Многие старожилы города сохранили воспоминания о тогдашнем быте художника в Загорске. Да и сам он вспоминал: "До получения заказа на картину "Письмо с фронта" и успеха её на выставке жить с семьей мне было довольно трудно… Я был одинок, у меня не было мастерской, жил с семьей в плохой квартире. И всё же, несмотря на эти трудности, я не падал духом, верил в искусство, беззаветно любил его и знал, что иду по верному пути".
С 1944 по 1952 гг. ежегодно подолгу бывал в Загорске А.А. Осмёркин, бывший "в плену загорских очарований". Там он нашёл неповторимую гармонию русской архитектуры и пейзажа, которая удовлетворяла его стремление к анализу и давала простор для поэтических откровений в живописи" (В.К. Тетерин).
Уже во время войны приехала впервые в Загорск Т.А.Маврина и написала: "В 41-м году среди чудесной Загорской пестроты и красоты (несмотря на войну, ведь всё равно, на зло всему на свете башни стояли ярко-розовые, старинные храмы - умопомрачительно прекрасные)". А затем, из года в год возвращалась художница в наш город, чтобы запечатлеть мгновения его жизни в многочисленных ярких акварелях, гуашах, рисунках. Загорск занял в её искусстве особое место, он дал ей творческий импульс для самого пристального и любовного изучения русской архитектуры. Характерно также, что многие загорские акварели художницы стали для неё ещё и источником иллюстраций к сказкам. Так, например, образ города в "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина возник из акварели "Белые облака над Загорском" (1944 г.).
Привлекал Т.А. Маврину и хлопотливый Загорский быт. В этих графических листах город предстаёт живым, праздничным, реальным. Изображая старое и новое в облике города как единый цельный образ, она показывает, что красота старой русской архитектуры совершенно органично входит в повседневную жизнь.
Здесь в Посаде начинали свою творческую биографию и его уроженцы: С.И. Вашков - художник прикладного искусства и художественный критик, главный редактор журнала церковного искусства "Светильник" и художественный руководитель фирмы братьев Оловянишниковых; а также академик живописи А.А. Киселёв - участник Абрамцевского художественного кружка, друг и сподвижник В.Д.Поленова. Велико творческое наследие резчиков: А.А. Рыжова, И.С. Хрустачёва, В.П. Ворноскова, народного скульптора С.М. Чуракова - родоначальников династий известных деятелей культуры, среди которых: художники В.И. и Н.И.Хрустачёвы, народные мастера И.А. Рыжов (старший), И.А. Рыжов (младший), К.А., И.К, Н.И. Рыжовы, реставраторы С.С. Чураков и Е.С. Чуракова, художник-керамист И.С. Чураков, тонкий лиричный художник-график М.С.Чуракова.
Р.Р. Фальк, А.И. Архипов, А.В. Лентулов, Н.Н. Дубовской, П.Я. Павлинов, В.Н. Чулович, Э.Я. Выржиковский, В.Н. Корбаков, К.Н. Бритов, В.Г. Кокурин, В.Е. Попков, В.П. Полотнов - разве можно даже перечесть всех, кто оставил свой след в художественной истории Сергиева Посада и в творческой судьбе которых оставил свой неизгладимый след Сергиев Посад...
Живые нити времени связывают сегодня творчество современных сергиевских художников с реалистическими традициями русского искусства XIX и начала XX вв. Наглядным примером тому явились художественные выставки, которые были устроены в Сергиевском посаде, основанным здесь Троице-Сергиевским художественным обществом. Они сыграли большую роль в оживлении творческой жизни уездного города. Первая из них открылась 30 марта 1914 г., последующие прошли в 1915, 1916 и 1917 гг.
Общество было утверждено властями 26 марта 1914 г. В опубликованном в 1915 г. его Уставе записано: "Настоящая надпись сделана согласно ст. 24 Высочайше утвержденного 4 марта 1906 г. Мнения Государственного Совета в удостоверение того, что Троице-Сергиевское Художественное Общество в Сергиевском Посаде на основании определения Московского Губернского по делам об обществах Присутствия внесено в реестр обществ Московской губернии по №290. Марта 26 дня 1914 г. И. д. Губернатора Вице-губернатор А. Устинов. Непременный Член Присутствия Муравьёв, заведующий делопроизводством Присутствия Куницкий".
Указанные в Уставе цели и задачи Общества не потеряли своей актуальности и по сегодняшний день: "а) объединение на почве служения чистому и прикладному искусству, интересующихся художественной литературой, музыкой, живописью, ваянием, графическими искусствами, кустарным делом и другими отраслями художественного знания; б) проведение искусств, как важных факторов культуры страны, в общественную жизнь".
Произведения, представленные на выставках Сергиевского общества, посвящались главным образом Подмосковью. В них воспевалась красота русской природы, памятники древнерусского зодчества и, в первую очередь, Троице-Сергиевой лавры. В ряде работ этого времени встречаются редкие жанровые сцены из жизни современников.
Под влиянием таких выставок стало сплачиваться местное художественное сообщество, включившее в себя около двух десятков мастеров. К участию в экспозициях привлекались художественные силы Москвы, Ярославля, Ростова. Выставки повлияли и на становление и развитие преподавания изобразительного искусства в учебных заведениях и студиях города. Это стало своеобразной формой приобщения учащейся молодежи к искусству. Обучением занимались приехавшие в Сергиевский посад в начале XX в., братья В.И. и В.И. Соколовы, И.И. Овешков, В.И. Быстренин, В.П. Трофимов, уроженцы Сергиевского посада М.Н. и С.Н. Чумаковы, В.В. Рассказов. Наверное, многие старожилы города не раз с благодарностью вспоминали их, зародивших во многих душах фундаментальные жажду постижения прекрасного.


московская область, г. сергиев-посад, ул. шлякова, 2а, (496) 540 45 31 artposad--@--yandex.ru